book

Баян. Полифония I и II часть

Путь к мастерству.
М.: Издательство «КОМПОЗИТОР», 2017.
ISMN: 979-0-706437-05-7

Учебное пособие «Баян. Путь к мастерству. Полифония» состоит из двух частей – I часть (1–2-й классы), II часть (3–5-й классы) – и предназначено для учащихся и преподавателей ДМШ и ДШИ РФ по классу баяна, а также может быть использовано в учебном процессе преподавателями по классу аккордеона с другой аппликатурной системой в партии правой руки.

Аппликатура полифонических пьес в партии левой руки написана для баяна с левой выборной клавиатурой. В пособии представлены основные виды полифонии (от контрастной до имитационной) различных авторов: Ж. Армана, И.С. Баха, Г.А. Бенда, Й. Гайдна, Г.Ф. Генделя, Ф. Дуранте, И.Ф. Кирнбергера, А. Корелли, А. Кригера, И.Л. Кребса, Ф.В. Марпурга, В.А. Моцарта, Л. Моцарта, Г. Пёрселла, Ж.-Ф. Рамо, Д. Скарлатти, Г.Ф. Телемана, Д.Г. Тюрка, Д. Циполи.

Аппликатура для партии правой руки в первой части написана для трехрядной клавиатуры, а во второй части – для четырехрядной, с использованием одного дублирующего ряда.

Лиги в полифонических пьесах имеют различный характер: фразировочный, штриховой, артикуляционный, интонационный.

В произведениях И.С. Баха, изложенных шестнадцатыми и восьмыми, шестнадцатые, как правило, исполняются раздельным штрихом, а восьмые укорачиваются и звучат как шестнадцатые, между которыми образуются паузы.

Большое значение для исполнителя имеет выбор приемов игры, видов туше, цезур. Это позволяет осмысленно исполнять полифонические пьесы.

В фугеттах необходимо обращать внимание на артикуляцию и интонирование темы, на несовпадение цезур в различных голосах в тематическом материале и интермедиях.

Смена меха в пьесах проставлена в первой части (1–2-е классы); во второй части (3–5-е классы) смена меха не проставлена, преподаватель проставляет мех, исходя из модели инструмента и с учетом физических особенностей ученика.

ISMN 979-0-706437-05-7 (Общий) ISMN 979-0-706437-06-4 (Части I и II) Нотное издание Катуркин Александр Петрович Баян. Путь к мастерству. полифония (I и II части) Художник М. Цветкова Нотный редактор: Е. Дрозд Технический редактор Е. Воронова Формат бумаги 60x90 1/8. Печ. л. 6,5. Изд. № 12051. Подписано в печать 28.06.2017 Тираж 1000 экз. М.: Издательство «КОМПОЗИТОР», 2017. – 52 с.

Оглавление

  • I часть
    • 1–2 класс
      • Башкирская песня
      • Коровушка. Русская народная песня
      • Как при лужку. Русская народная песня
      • Ивушка. Русская народная песня
      • Лебёдушка. Русская народная песня
      • Выйду ль я на реченьку. Русская народная песня
      • Рассказ дедушки. Украинская народная песня
      • Ю. Абелев. В степи
      • Н. Любарский. Курочка
      • М. Степаненко. Обидели
      • Д.Г. Тюрк. Весёлый Ваня
      • Д.Г. Тюрк. Баюшки-Баю
      • Д.Г. Тюрк. Короткие трели
      • Д.Г. Тюрк. Маленький балет
      • Д.Г. Тюрк. Маленький вальс
      • Д.Г. Тюрк. Грустное настроение
      • Г.Ф. Телеман. Пьеса
      • Жига. Неизвестный автор (начало XVIII века)
      • Л. Моцарт. Менуэт
  • II часть
    • 3 класс
      • Л. Моцарт. Менуэт
      • Й. Гайдн. Менуэт
      • А. Кригер. Менуэт
      • Г. Гендель. Менуэт
      • Г. Пёрселл. Ария
      • Г.Ф. Телеман. Ригодон
      • Г.Ф. Телеман. Кантабиле
      • Л. Моцарт. Бурре
      • И. Кригер. Бурре
      • А. Корелли. Сарабанда
      • Г.Ф. Гендель. Шалость
      • Г.А. Бенда. Менуэт
      • Г.Ф. Телеман. Модерато
    • 4 класс
      • И.С. Бах. Менуэт Соль мажор
      • И.С. Бах. Менуэт соль минор
      • И.С. Бах. Полонез ре минор
      • В.А. Моцарт. Паспье
      • И.С. Бах. Менуэт ля минор
      • И.С. Бах. Менуэт до минор
    • 5 класс
      • Ф.В. Марпург. Аллегретто
      • И. Кребс. Паспье
      • Д. Скарлатти. Ария
      • А. Корелли. Сарабанда
      • Ж.Ф. Рамо. Менуэт ля минор
      • Г.Ф. Гендель. Менуэт Фа мажор
      • И.Ф. Кирнбергер Вострушка
      • Г.Ф. Телеман. Ариозо
      • Ж. Арман. Фугетта До мажор
      • Д. Циполи. Фугетта ми минор
      • Ф. Дуранте. Фугетта до минор
      • Д. Циполи. Фугетта соль минор