Данный сборник посвящен жизни и творчеству знаменитого русско-немецкого композитора и пианиста-виртуоза Адольфа Гензельта (1814–1889). Будучи одним из творцов европейского романтизма, он сыграл также ведущую роль в становлении русской школы фортепианной игры.
Адольф Гензельт, приобретший концертными поездками по Германии известность виртуоза, прибыл в Россию в 1838 году, где и обосновался на всю жизнь в качестве придворного педагога и пианиста и преподавателя фортепианной игры во многих лучших учебных заведениях. Основные черты его исполнения — нежность туше, плавность legato, элегантность фразировки и тончайшая отделка пассажей — отражались и на его сочинениях для фортепиано, как оригинальных — среди них Фортепианный концерт f-moll, концертные и салонные этюды, — так и на многочисленных транскрипциях. Стиль Гензельта сложился главным образом на основе традиций немецкого романтизма. Его салонная пианистическая культура долгое время выдерживала сравнение и соперничала с концертным пианизмом Ф. Листа и А. Рубинштейна. Деятельность Гензельта как пианиста-исполнителя-педагога и как наделенного вкусом и любовью к звуку своего инструмента композитора имеет большое историческое значение, потому что целые ряды поколений прошли если не через его руки педагога, то сквозь атмосферу гензельтовской музыки изящного стиля. Для этой музыки характерно прежде всего специфически свое, Гензельта, чисто фортепианное проведение материала и безусловная организованность композиций с точки зрения своеобразных свойств (включая колорит и орнаментику) инструмента.
Задачей сборника было представить маэстро глазами его учеников и современников, в связи с чем обильно цитируется российская пресса XIX века. Бoльшая часть материалов переводится на русский язык впервые, что позволит ознакомить читателей с ранее не известными сведениями из истории раннего европейского романтизма и становления профессиональной музыки в России. Предназначается для широкого круга любителей классической музыки.
Книга представляет собой соединение жанров документированной биографии и аналитического исследования. Читателям предложен хронограф и новые переводы писем, эссе, представляющие Дебюсси не только как композитора, но и как пианиста, как дирижера, как общественного деятеля с яркой гражданской позицией.
«Спустя столетие после смерти Клода Дебюсси, — пишет Евгения Кривицкая, — его музыка остается столь же новой, актуальной, так же ставящей вопросы перед исследователями, исполнителями и слушателями, как и в годы создания. Секрет композитора пытались разгадать с помощью и математических формул, и теоретических концепций. Всё это, скорее, усложнило понимание и окутало наследие Дебюсси таинственным флером. Всякий возьмется за критику и скажет, как нельзя играть его сочинения, но мало кто объяснит, как надо: есть в его музыке нечто ускользающее от рационального истолкования».
Предположим, что никакой тайны нет и Дебюсси в реальности ничего не скрывал, а действовал как один из героев рассказа «Похищенное письмо» его любимого писателя Эдгара По — героя, который положил «письмо на самом видном месте на обозрение всему свету, именно для того, чтобы помешать кому-либо его увидеть». Так и Дебюсси просто зашифровывал смыслы и программу своих сочинений с помощью разнообразных цитат, таких как детские или уличные французские песенки, темы из собственных и из чужих сочинений. Их обилие и повторяемость дает основание сделать вывод, что цитирование и является ключевым способом передачи содержания, что композитор использовал систему «чужих слов» для создания собственной индивидуальной творческой ауры.
Это совместный проект Государственного института искусствознания и издательства «Композитор».