В настоящий сборник вошли 13 пьес для фортепиано талантливого композитора Поля Мироновича Двойрина (1931 - 2006).
Посмертное издание.
Публикуется в авторской редакции
Вместо предисловия
Поль Двойрин (1931–2006) — высокоталантливый композитор, он создал свою первую тетрадь из задуманного трехчастного цикла фортепианных пьес под общим названием «Элегические тетради» в 1993-м году. Первая тетрадь состоит из 13-ти разнохарактерных пьес.
Общение с этой музыкой — свежей, новой, самобытной — вызвало много чувств и размышлений, и я с большой творческой радостью записал ее на
пленку в звуковой лаборатории Московской консерватории.
Вторая тетрадь, в которой также 13 пьес, — большая удача автора. Эту удачу обусловливают прежде всего талант, мастерство, оригинальность художественного мышления, богатство и многообразие чувств, великолепное знание инструмента, смелость, независимость индивидуального творческого почерка, необыкновенная сердечность.
Вторая тетрадь Элегий заметно отличается от первой. Музыка еще более психологическая и образно сложная. Она демонстрирует новый масштаб в
движении мысли, большое многообразие применяемых техник, модальных, полифонических, тембровых приемов, ритмическую, рифмическую изобретательность. Все пьесы очень четки по форме, изобилуют изощренностью структур, выразительностью интонации, искусным развитием. Главное в этой музыке — естественность, искренность чувств, столь редко встречающиеся теперь в современной музыке. В мировом современном творческом процессе влечение творящих музыку к искренности, сердечности все более усиливается. Ведь всеобщая электронная машинизация многим очень надоела. Музыка Поля Двойрина вся обращена к живому исполнению, к искусным артистам, игрокам высокого пианистического класса, и прежде всего в звуковой сфере, к мастерам, владеющими всеми выразительными возможностями этого гениального, великого инструмента, обладающими виртуозной техникой. Вместе с тем эти пьесы не пугающе трудны.
Все пьесы имеют названия. Разумеется, названия условные. Музыка не является лишь иллюстрацией к названию, смысл шире. В расположении
пьес достигнута логически идеальная цикличность. Весьма оригинально трактуется значение первой пьесы — «Фрагмент мессы». «Медитация» —
здесь много ладов — интонационные, несимметричные, колористические. Чудесная «Мелодия о далеком» — трогательно-ностальгического настроения; много мелодической, гармонической красоты, пластичности голосов, влекомости формы. Весьма выразительна четвертая пьеса — «Беспокойные птицы». Здесь музыка единого развертывания при достижении волнующей кульминации и множества прелестных деталей. Под номером 5 идет «Экспрессия», в которой превалирует острохарактерная тема с ломанными интонациями и синкопированными ритмами.
Своеобразно «Recitando». Музыка крайне насыщена декламационными попевками, устремленными линиями, экспрессией произносимого. Ее беспокойный дух тревожит, обостряет внимание, по-особому творит свободную бестактовую форму. Крайне остроумна, нова, необычна седьмая пьеса
«Два болтуна». Это бытовое название не толкнуло автора к примитиву, а лишь привело к весьма интересному конструированию диалогичности самого типа развертывания. В пьесе много полифонии, смелой динамики и какой-то особой, необъяснимой привлекательной жанровости. Превалирует ассиметричный поток частиц. Одна из самых печальных, щемящих душу, пьеса «Ricordanza» — «Воспоминание». Здесь лирическое дарование автора достигло особой выразительности. Это сочинение сонористическое. Вся красота этой музыки в искусстве звукового произношения. Порой звук должен быть необъяснимо иллюзорным, порой приблизиться — до зримости, или уйти в прощание…
«Фантазия» — очень поэтичная, красивая пьеса. Посвящена сестре Юлии. «Элегия» изумительно мелодична, опоэтизирована, много тонких звучаний. Это акварель, некое звуковое растение. «Хоральная фантазия» — очень трагичная по своему звучанию пьеса. Неожиданно возникает яркая звуковая невидаль — двенадцатая пьеса под названием «В полифоническом стиле (Credo)». Она необыкновенно душевного, «диатонического» здоровья, виртуозна, ритмически упруга, конструктивно логична. Это весьма артистичная, увлекательная композиция для особо крепкого, динамичного пианизма.
Завершает тетрадь пьеса под названием «Lacrimosa». Мысли и чувства погружаются в созерцание мира — жизни и смерти. О, Человек! Ты в мире
одинок, у тебя только «своя» судьба.
Поль Двойрин талантлив, интересен, непредсказуем…
Профессор Московской консерватории, композитор Альберт Леман (1915–1998)