book

Здравствуй, фортепиано!

Сборник пьес для начинающих
Издательство "КОМПОЗИТОР", 2021. 28 с.
ISMN: 979-0-706450-21-6
Данный сборник является учебным пособием. Рекомендован для фортепианных отделов ДМШ и ДШИ, а также в курсе изучения фортепиано для студентов различных специальностей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусств.
 
Дорогие начинающие пианисты, а также их педагоги!
Представляю свое новое учебное пособие «Здравствуй, Фортепиано!». В настоящий сборник вошли разные по характеру, образу и содержанию пьесы, которые объединяет одна общая идея – все сочинения несложные, доступные для исполнения человеку, делающему первые шаги в освоении этого замечательного инструмента. Основной целью и задачей этих пьес является формирование и развитие профессиональных навыков, что на начальном этапе обучения возможно только на простом материале, не отягощенном множеством технологических задач. Однако большое внимание мною было уделено художественной и образно-эмоциональной составляющей, так как положительно окрашенное эмоциональное восприятие, по моему мнению и педагогическому опыту, может ускорять и значительно облегчать процесс освоения. Для меня очень важно, чтобы музыка, которую разучивает и играет
и ребенок, и взрослый, в первую очередь именно нравилась ему, а не только приносила чисто практическую пользу. Когда учащийся играет
с удовольствием, все трудности преодолеваются им без излишнего напряжения, как бы незаметно для самого себя.
В сборник вошло 28 сочинений, среди которых есть этюды, жанровые пьесы и сонатина. Произведения расположены мною по принципу
«от простого к сложному». Некоторые пьесы посвящены определенным техническим задачам, а также освоению какого-то специфического навыка, ритмического рисунка или музыкального явления. Таковыми являются пьесы «Вот что такое стаккато» две (две маленьких пьесы под
одним порядковым номером предполагают изучение приема игры staccato), «Злая мадемуазель Синкопа» (изучение и освоение конкретного ритмического рисунка, именуемого синкопой), «Веселая прогулка» (пьеса посвящена пунктирному ритму). Хочу обратить особое внимание на пьесу под названием «Его величество кластер». Она призвана наглядно показать и «объяснить» ребенку, возможно, лучше и ярче всяких слов, что представляет собой одно из самых часто используемых в современной музыке явлений — кластер. Многие пьесы имеют программные названия. К последним относятся «Осенний дождик», «Радуга», «Грустное настроение», «Испанский мотив» и другие. Помимо различных профессиональных навыков, пьесы с программными заголовками будят воображение учащегося, вызывают к жизни ассоциативное мышление, заставляя тем самым работать не только интеллектуально и физически, но и эмоционально. Также в пособии представлен жанр танца. В сборник вошло несколько вальсов (вальс может быть веселым и грустным, что отражено выбором лада – соответственно, мажорного или минорного), танго (популярный, любимый всеми жанр), пьеса
под названием «Танец», в которой каждый услышит и увидит и найдет что-то свое, а также веселый и жизнерадостный марш, посвященный развитию навыка игры двойными нотами («Марширующие квинты»).
Пьеса «Левая рука рассказывает», как следует из названия, учит вести основную мелодическую линию левой рукой, что очень важно для пианиста, так как функция левой руки не менее важна, чем правой, и прививать ощущение самодостаточности левой руки необходимо с самого начала занятий фортепиано.
«Двенадцать этюдов для самых маленьких», открывающие сборник, говорят сами за себя – это самые первые шаги, самые первые приемы и навыки, которые открывает для себя начинающий пианист. 
Моя многолетняя педагогическая деятельность позволяет мне рекомендовать данное пособие к изучению не только в классе фортепиано детской музыкальной школы или для домашнего обучения начинающего пианиста, но и в курсе фортепиано для студентов разных специальностей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Программные требования по курсу фортепиано предусматривают изучение сочинений различных жанров, а сами студенты, для которых фортепиано не является основной специальностью, зачастую имеют достаточно слабый уровень подготовки. Таким образом, сборник несложных фортепианных пьес может оказаться для них полезным и интересным подспорьем в овладении навыками игры на фортепиано.
В завершение, хотелось бы пожелать удачи на пути овладения инструментом – и маленьким детям, и взрослым. Пусть эти пьесы приносят не только пользу, но и радость всем, кто хочет научиться играть на фортепиано!
Доцент кафедры фортепиано РАМ им. Гнесиных
Лауреат международных конкурсов
Анна Крымская
Нотное издание
Технический редактор Е. Воронова
ISMN 979-0-706450-21-6
Издательский номер 12204

Примеры страниц