book

Музыкальная академия 2021/3

Ежеквартальный научный и критико-публицистический журнал о музыке. Издается с февраля 1933 года. До 1992 года выходил под названием «Советская музыка».

Интернет-версия журнала: mus.academy.

Тематика статей, публикуемых в журнале, охватывает все области исследования, относящиеся к специальности 17.00.02 — музыкальное искусство. Журнал рассчитан на музыковедов, композиторов, искусствоведов, культурологов, студентов и аспирантов музыкальных вузов, а также на всех интересующихся музыкальным искусством.

Журнал включен в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Полнотекстовая версия журнала размещена в Научной электронной библиотеке elibrary.ru. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Мнения авторов, высказанные в материалах журнала, могут не совпадать с точкой зрения редакции. Повторная публикация материалов допускается только с разрешения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Статьи, предлагаемые к публикации в журнале, принимаются на сайте mus.academy.

Учредители: Министерство культуры РФ, Всероссийская общественная организация «Союз композиторов России».
Издание осуществлено с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры», а также при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» и  Автономной некоммерческой организации содействия развитию и популяризации музыкального искусства «Издательство КОМПОЗИТОР».

Издательство КОМПОЗИТОР
Генеральный директор: Абрамов Роман Вадимович Издатель: Абрамян Карина Сергеевна Шеф-редактор: Поспелов Пётр Глебович Арт-директор: Жуков Григорий Денисович Макет: Студия дизайна «Дом 5» Ватель Екатерина Игоревна Жуков Денис Михайлович
Отпечатано в типографии ООО «Канцлер» 150008, г. Ярославль, ул. Клубная, 4–49 Тел.: (4852) 58–76–37, 58–76–39 Цена свободная Тираж: 400 экземпляров Формат бумаги 70 × 100 1/16 Печ. л. 17,25. Усл.-печ. л. 22,425
Адрес редакции: 127009, г. Москва, Брюсов пер., д. 8/10, стр. 2 8 (495) 232–52–11, ma@kmpztr.ru
Подписной индекс: 70840
ISSN 0869–4516
eISSN 2686–9284
Свидетельство о регистрации СМИ № 01264 от 19.06.1992
Свидетельство о регистрации электронного СМИ ЭЛ № ФС 77–75937 от 30.05.2019
© «Музыкальная академия», 2021
© Издательство КОМПОЗИТОР, 2021

Оглавление

Круглый стол: музыкальное образование

Тарнопольский В. Композиторское образование в современной России

Каспаров Ю. Не все то музыка, что звучит

Ретинский А. Учить учиться / учиться учить

Зобнин А. Стать самому своим университетом

Савенко С. Все связано со всем

Кириллина Л. Музыка учит как свободе, так и самодисциплине

Фархадов Р. Надежда на необъяснимость

Мирошникова Е. Павел Нерсесьян: «Обучение музыке — только через удовольствие»

Дубинец Е. Чему обучают оркестровых музыкантов в США

Болдачёв А. Non scholae sed vitae

Мирошникова Е. Алексей Гориболь: «Моя работа с певцами — это “фортепианное дирижирование”»

Панкратова Е. Карьеру вокалиста определяет не голос, а мозг

Буланов С. Дмитрий Вдовин: «Стагнация вокального образования в России продолжается»

Нестьева М. Кризис гуманитарной культуры и его преодоление

 

90 лет Софии Губайдулиной

Холопова В. Контрастность миропредставления как принцип музыкально-философского мышления Софии Губайдулиной

 

Старинная музыка

Савенкова А. Пасхальный троп Quem queritis: на подступах к литургической драме

Смирнов А., Сербин П. Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау: реконструируя биографию композитора

 

Архивы

Дискин К., Пальс Т. ван дер. Пером и дирижерской палочкой: Николай ван Гильзе ван дер Пальс

представляет Римского-Корсакова в Европе

 

Музыка ХХ века

Мейер К. Дьёрдь Лигети

Карпун Н. Опера, антиопера, анти-антиопера. К вопросу об эволюции музыкального театра в 1960–1970-е годы

Хаздан Е. «Еврейские песни» Мечислава Вайнберга: поиск национальной идиомы

Цукер А. Микаэл Таривердиев крупным планом. К 90-летию со дня рождения

 

Интервью

Булычёва О. Ефрем Подгайц: «Музыку надо писать как детективный роман»

 

Музыка сейчас

Иглицкая А. Гармониетембровые структуры в сочинениях Владимира Тарнопольского: к проблеме гармонического анализа новой музыки

 

Вокруг музыки

Шуткова М. Синтез музыки и литературы в эстетике Поля Дюка

Каталикова О. Рояль — аудиовизуальный герой советского киноэкрана

 

Книги

Мунипов А. Почтальон новой музыки

 

Мемуары

Скигин С. Режиссер-учитель (послесловие к юбилею Сергея Лейферкуса)