author

Александр Журбин

Журбин Александр Борисович (род. 7.8.1945, Ташкент) – композитор. Гражд. РФ и США (с 1995). Засл. деят. искусств РФ (2003).

Окончил ССМШ им. В. А. Успенского (1963) и Ташкентскую конс. по классу виолончели (1967), ГМПИ им. Гнесиных по классу композиции Н. И. Пейко (1969), аспирантуру Ленингр. консерватории (1973) как композитор (под рук. С. М. Слонимского) и музыковед (под рук. Ю. Г. Кона; канд. дисс. посвящена поздним симфониям Г. Малера).

Автор 48 произв. для муз. театра, в т. ч. первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975, поставлена ансамблем «Поющие гитары» в Оперной студии Ленингр. конс.). Произведения Ж. были поставлены в десятках театров СССР и РФ, а также в США, где композитор жил в 1990–2001. В его театральной музыке сочетаются органичный мелодизм, знание популярных жанров и фундаментальная академич. выучка.

В числе театральных работ, созданных после 2000, преобладают мюзиклы: «Прощальный концерт» (Магадан, 2002), «Мышеловка» (Новосибирский театр муз. комедии, 2003), «Униженные и оскорблённые, или Владимирская площадь» (С.-Петерб. театр им. Ленсовета, 2003), «Чайка» (Школа современной пьесы, Москва, 2004), «Восемь женщин» (Свердловский театр муз. комедии, 2005), «Король и три его дочери, или Лиромания» («Театр Луны», Москва, 2005), «Дибук» (2005, не поставлен), «Новый учитель для дураков» (Чита, 2006), «Доктор Живаго» (Пермь, 2006), «Брак по-французски» (оперетта, Саранск, 2007), «Чисто российское убийство» (2007, не поставлен), «Мёртвые души» (Омск, 2010), «Цезарь и Клеопатра» (Московская оперетта, 2010), «Лист ожидания (Мужчина и Женщина)» (Омск, 2012), «Недоросль» (Театр под рук. Геннадия Чихачёва, Москва, 2015), «Продавец игрушек» (Волгоград, 2017), «Щелкунчик и мышиный король» (Моск. театр «Экспромт», 2018), «Куртизанка» (2019, не поставлено).

После 2000 Ж. написал также ряд опер: «Альберт и Жизель» (БЗК, концертное исполнение, 2012), «Анна К.» (по Л. Н. Толстому, 2014, не поставлена), «Мелкий бес» (Моск. Камерный муз. театр им. Б. Покровского, 2015), «Метаморфозы любви» (3 одноактные оперы, Моск. муз. театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, 2017), опера-буфф «Счастливый день» (2019, не поставлена).

Автор киномузыки (св. 60 фильмов), ок. 200 песен, 5 симфоний, концертов для разных инструментов с оркестром, камерных сочинений.

Выступает как пианист, писатель, теле- и радиоведущий. Автор 8 книг, среди них – «О временах, о музыке и о себе» (2016).

Орден Почёта (2010). Премия г. Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» (2017).

Петр Поспелов (для Энциклопедии Российского театра)