book

Произведения российских композиторов для арфы

Cоставление, редакция Н. Шамеевой
М.: Издательство «КОМПОЗИТОР», 2015.
ISMN: 979-0-706423-27-2

В сборник вошли произведения А. Балтина, В. Кикты, К. Волкова, В. Ульянича, Е. Вальтер-Кюне. Сборник предназначается для концертирующих арфистов и студентов музыкальных вузов.

В настоящий сборник вошли произведения московских композиторов Александра Балтина, Валерия Кикты, Кирилла Волкова, Виктора Ульянича, которые печатаются впервые, хотя уже неоднократно звучали на концертной эстраде и записаны на компакт-диски (кроме Фантазии на темы оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» Екатерины Адольфовны Вальтер-Кюне, Санкт-Петербург).

Александр Балтин (1931–2009) в течение всей жизни писал произведения для арфы. Все они посвящены Вере Георгиевне Дуловой, исполнительское искусство которой поразило и вдохновило композитора. Дулова всегда исполняла эти сочинения. После ухода из жизни Веры Георгиевны А. Балтин написал Постлюдию для арфы с оркестром «Памяти Веры Дуловой». А несколько лет спустя — Вариации для арфы, которые отредактировала, исполнила и записала в студии грамзаписи Наталия Шамеева. Вариации, две из которых носят джазовый характер, как все сочинения Балтина для арфы, уже заняли достойное место в репертуаре концертирующих арфистов. Токката, посвящённая Наталии Шамеевой, — последнее произведение для арфы, написанное Александром Александровичем незадолго до его ухода из жизни.

Валерий Кикта известен своими многочисленными сочинениями для арфы, которые постоянно звучат на концертной эстраде. Переложение вступления к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» привлекает исполнителей не только красотой музыки Мусоргского, но и возможностью исполнить это масштабное сочинение, пусть в камерном варианте, на арфе.

Кирилл Волков неоднократно обращался в своём творчестве к арфе. Это и Сюита «Русские города» для квартета арф, и Концерт для квартета арф с оркестром, Соната-пастораль и большая Соната. В этом сборнике публикуется только что написанная Сонатина в старинном стиле, которая ещё нигде не исполнялась и ждёт своей премьеры.

«Фантазия в розовых тонах» Виктора Ульянича написана в 1988 году. Впервые исполнена, отредактирована и записана на компакт-диск Н. Шамеевой. Это одно из первых сочинений композитора для арфы. Позже В. Ульянич постоянно обращается к арфе в ансамбле с другими инструментами и считает её одним из самых выразительных инструментов. Хрупкая нежная тема Фантазии контрастирует с яркими бурными арфовыми пассажами и звучит очень проникновенно. Несмотря на все трудности чисто инструментального характера (сложный гармонический язык, обилие диссонансов, педализации), Фантазия неоднократно звучала на концертной эстраде и достойна внимания концертирующих арфистов.

О Фантазии Е. Вальтер-Кюне (1870–1930) на темы оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» хочется поговорить особо. В своём сочинении Вальтер-Кюне опиралась на Парафразу на темы оперы «Евгений Онегин», написанную пианистом-композитором Павлом Пабстом. Основное построение Фантазии, темы, изложение практически полностью заимствованы из фортепианной Парафразы, исключён лишь материал чисто фортепианной фактуры с хроматизмами, октавными пассажами и т. п. Зато добавлены типично арфовые пассажи, которые носят внешний украшательский характер и далеки от музыки Чайковского. К.А. Эрдели, которой посвящена Фантазия, сделала прекрасную редакцию сочинения своего любимого педагога: убрала лишние пассажи, где-то подчистила гармонии, а где-то изменила. К сожалению, в существующие издания вкрались ошибки: пропущены два такта в первом изложении темы вальса, хотя и у Чайковского, и у Пабста они есть, и это явная цитата; иногда изменены гармонии — случайно (опечатка) или намеренно? Нам хотелось приблизить редакцию Эрдели, которая наиболее популярна у исполнителей, к первоисточнику — опере Чайковского, поэтому в данном издании вставлены два такта в теме вальса, гармонии выверены по партитуре, восстановлен ритм темы вальса во всём произведении согласно партитуре: четверть с точкой, восьмая, четверть; убраны лишние, на наш взгляд, арпеджиато, которых у арфы всегда предостаточно, отредактирована педализация, аппликатура и т. п. Переход к теме ариозо Ленского сделан флажолетами, что, на наш взгляд, предвосхищает нежность звучания этой темы.

Надеемся, что настоящий сборник пьес найдёт своих почитателей среди концертирующих арфистов и студентов вузов и консерваторий.

Наталия Шамеева

ISMN 979-0-706423-27-2 Нотное издание ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВДЛЯ АРФЫ Составление и редакция Н. Шамеевой Художник М. Цветкова Форм. бум. 60x841/8. Печ. л. 8,0. Уч.-изд. л. 8,8. Изд. № 11854. Издательство "Композитор"

Оглавление

  • От редактора
  • 1. А. Балтин. Вариации
  • 2. А. Балтин. Токката
  • 3. М. Мусоргский — В. Кикта. Рассвет на Москве-реке
  • 4. К. Волков. Сонатина в старинном стиле
  • 5. В. Ульянич. Фантазия в розовых тонах
  • 6. E. Вальтер-Кюне. Фантазия на темы оперы П. Чайковского «Евгений Онегин»